Павел Ковшаров: детские парки Zамания
Крупный бизнес, который начался в START HUB
О том, как пришла идея бизнеса

Я долгое время работал в корпоративной сфере: Yota, «МегаФон», перед открытием своей компании был заместителем директора по закупкам в Tele2. Решение уйти из корпоративного бизнеса я принимал долго — шёл к этому около полугода. В какой-то момент поехал проветрить голову на Камчатку. И через 2 дня после своего возвращения в Москву написал заявление.

Идей для своего бизнеса пересмотрел много. За полтора года до старта проекта я начал заниматься венчуром, и поэтому в первую очередь смотрел в сторону проектов, в которые я инвестировал. Но та самая идея пришла совсем с другого фронта.

В тот период, когда я начал думать над собственным проектом, я стал молодым папой. Конечно, я стал активно интересоваться тем, где с ребёнком можно погулять, поиграть, как его развивать. Для меня это была совершенно новая область. И в процессе изучения индустрии для детей я понял, что этот рынок очень перспективный.

Выяснилось, что в Москве нет полноценного детского комплекса для активного отдыха. Да, есть батутные центры, скалодромы, «тропы приключений», канатные парки, игровые комнаты — всё есть по отдельности, но места, где всё это объединялось бы под одной крышей, нет.

Так и родилась идея Zамании. Тут сложилась и экономическая привлекательность и, скажем так, фэн-шуйная.
О продукте

В чем отличие парков Zамания от того, что представлено на рынке? До нас не было ни одного детского пространства для активного отдыха, где было бы всё и сразу. К тому же, в таком масштабе.

Во-первых, на большой территории наших парков (от 1500 до 2500 кв м) мы собрали всё, что нужно для активного отдыха детей, которые обожают лазить, бегать и прыгать. Десятки видов горок, батуты, верёвочные тропы, многоэтажные длинные лабиринты, поролоновые ямы, скалодромы, тарзанки, машинки, тюбинги, карусели, и даже настоящие «подземелья» — всего просто не перечислишь. Есть и специальные комнаты для тихих игр, где можно пособирать замки из конструкторов или поиграть в настольные игры. Это настоящая страна для детей. Тут есть всё, и тут можно всё.

Во-вторых, у нас регулярно проходят развлекательные и образовательные мероприятия. После шоу Фиксиков и разучивания танцев с аниматорами можно пойти на мастер-класс по росписи венецианских масок, созданию летающих тарелок или приготовлению итальянской пиццы.. Во всех парках мы проводим тематические квесты — дети ищут затерянные сокровища в стиле Индианы Джонса, чинят машину времени для гостей, прилетевших к нам из 3025 года. Здесь можно посмотреть список наших мероприятий.

В-третьих, у нас есть отдельные комнаты для проведения праздников. Здесь можно провести очень весёлый день рождения с угощением. При этом за бронирование комнаты не надо платить. Оплата происходит только за билеты, опционально — украшение комнаты и аниматор. Стоимость еды из нашего семейного кафе невелика, точно меньше чем в ресторанах или кафе за пределами парка и ненамного больше стоимости, которые вы бы потратили, проведя ДР дома.

В-четвертых, родители могут сами выбрать — принять ли участие в играх, или отдохнуть в нашем кафе. Причем взрослые приходят в парк абсолютно бесплатно. На празднование дней рождения в том числе.

Ну а главное — в наших парках вы не найдете ни одного игрового автомата с играми виртуальной реальности. Без них ведь гораздо веселее, правда?
Сейчас мы открыли уже 5 проектов в Москве и Московской области. Каждый наш парк имеет свой дизайн и легенду. Парк в Новокосино создан в стиле затерянных цивилизаций. Для ТК «Новомосковский» мы выбрали тематику рыцарских сказок с замками и драконами. В ТЦ «Город» на Рязанке построили подводное царство. В «Золотом Вавилоне» в Ростокино у нас такой стим-панк для детей. А в ТЦ «Хорошо» на Хорошевском шоссе мы открыли ни много ни мало KidzRock Cafe :)

Финансы

Детский парк мы делали по скандинавской модели. Мы не брали франшизу, и поэтому понятия не имели, как выстраивать бизнес-процессы. Мы их придумывали сами. Естественно, до открытия первого парка были определённые непонимания по экономике. После открытия мы убедились, что всё сделали правильно. План на первый год по операционному бюджету был составлен на удивление точно. Расхождение по каждому месяцу у нас вышло не более 3 процентов.
Начиная с первого парка, мы стабильно выходим в ноль через месяц после запуска
Начали работать в ноябре 2015 года. А 21 марта 2016 года уже открыли первый парк, в ТЦ «Город» на Рязанском. 1 апреля открылся пятый парк сети Zамания в одном из самых больших ТЦ России — «Золотой Вавилон». Место очень удачное — чуть ранее, рядом открылся Hamleys. Напротив нас откроется город профессий.
Финансовые показатели компании с мая 2016 года до февраля 2017 года. Динамика отражает ввод новых парков (ноябрь 2016 года — ТЦ Косино, Декабрь — ТЦ Хорошо и ТЦ Московский, которые первую выручку показали в январе), сезонный рост плюс введение новых эффективных методов управления, новых услуг, реклама.
О положительных сторонах кризиса

Не секрет, что в российской экономике затяжной кризис. Можно говорить на эту тему что угодно, но факт остается фактом. Экономические показатели практически всех отраслей значительно снизились. Как следствие, это отражается на покупательской способности населения. А это, соответственно, бумерангом возвращается в реальный сектор через снижение внутреннего потребления. Именно поэтому посетители торговых центров сейчас ходят за покупками реже, а средние чеки снизились. Сюда добавим ещё инфляционное снижение стоимости денег. Итог — в ТЦ стали ходить меньше, тратить меньше. Это привело к том у что, часть арендаторов обанкротились (например сеть детских магазинов «Дети»), часть выжидает лучшие времена, часть сокращает свои площади («Media Markt»).

Все это повлияло на то, что ТЦ стали более сговорчивыми с точки зрения арендной платы. Если раньше была только фиксированная арендная плата и у многих крупных ТЦ оплата была привязана к доллару или евро, то сейчас ТЦ предлагают и ставки фиксированные в рублях и процент от товарооборота, что на самом деле справедливо. Количество предложений от ТЦ очень большое, что позволяет выбирать между ними и влиять на условия заключения договора. В частности, все заключаемые нами договора мы подписываем сроком не менее чем на 10 лет. Есть 12 и 15 лет. ТЦ помогают в инженерных коммуникациях (вентиляция, кондиционирование и пр.) и рекламе/маркетинге.

Резюме: сейчас отличное время для старта новых проектов, т.к. можно снизить часть CAPEX за счет договоренности с ТЦ и точно снизить OPEX за счет аренды.
ЦИФРЫ К МАЮ 2017 ГОДА

Продано болеее 230 000 билетов
Проведено 7000 дней рождения, выпускных и вечеринок, из них 30% были забронированы онлайн
Показатель NPS (индекс потребительской лояльности) не опускается ниже 96-97%
О сложностях быстрого роста

Сейчас у нас уже 4 Zамании и одно KIDZROCK Cafe. А к 15 сентября этого года наших парков станет ещё сразу на четыре больше. Ну а в следующем году мы планируем выйти за пределы Москвы.
Честно, такая динамика проекта — это сложно
Мы растем и это, конечно, здорово, но есть и болезни роста — нужно просто о них знать и оперативно решать и предугадывать их развитие.

Экстенсивный рост предполагает больше ресурсов с нашей стороны. Нужно одновременно работать с инвесторами, строить парки, искать подрядчиков, работать с новыми ТЦ над подписанием договоров аренды, увеличивать и развивать команду и прочее. Необходимо поддерживать набранный высокий темп строительства парков, чтобы сформировать совершенно новый рынок и стать его лидером. Расскажу об основных сложностях, с которыми мы столкнулись.
Сложность первая: индивидуальность парков

Сейчас мы строимся только в Москве. Каждый парк индивидуален, что приносит свои сложности. Сейчас мы придумываем новые игровые элементы, которых до этого не было ни у нас, ни у кого то другого. Делаем логистику внутри игровой зоны все более интересной для детей. Делаем парки более безопасными, продуманными и удобными — как для детей, так и для их родителей. В других городах это уже не будет иметь смысла и мы сможем копировать все то, что сделано в Москве.
Сложность третья: подрядчики

К сожалению, качественные поставщики строительных услуг и игрового оборудования это большая проблема. Я не знаю с чем это связано, но это очень серьезная проблема и похоже в большинстве отраслей. Все подрядчики мечтают получить большой обьем, но когда ты даешь им этот объем — они захлебываются. Страдает качество, сроки и наши нервы. Каждый день задержки для нас критичен. Каждый незавернутый в нужном месте болт — это потенциальная травма ребенка. Всё это приходится отлавливать и исправлять. Нам приходится искать новых подрядчиков и, похоже, это будет постоянный процесс. Но отдельных подрядчиков мы готовы растить, несмотря на их локальные проблемы.

Сложность четвертая: контроль и централизация всех процессов

Всё должно должно быть под контролем. Для того, чтобы всё работало чётко, и мы знали, что, где и когда происходит, мы разработали собственную информационную систему, которую мы будем продолжать развивать: автоматизация работы колл-центра, финансовая отчетность в режиме реального времени с консолидацией по всем паркам (в том числе и для инвесторов), документооборот, система бронирования, система отчетности по всем направлениям, внутренний информационный портал, библиотека знаний, интеграция с 1С (бухгалтерия, управленческий учет, закупки) и iiko. Наша ИС помогает нам как в повышении качества услуг, так и во всех внутренних процессах — а значит, это наше серьезное конкурентное преимущество. Развитие нашей ИС также очень сильно помогает нам в масштабировании бизнеса — мы очень быстро подключаем к системе каждый новый парк.
О команде

Когда мы только начали проект, в коворкинге START HUB, нас было всего 3 человека. А сейчас в штате Zамании — более 200 человек, из них работают 30 в управляющей компании.

Мне повезло правильно начать проект и теперь я уверен, что одним из залогов успешного проекта является наличие в команде трёх опытных специалистов с самого начала — финансист, HR-специалист и специалист по операционному управлению.

Роль финансиста — выстраивание финансовой юридической структуры компании, обеспечение бухгалтерского и финансового учета.

Далее — HR-специалист, с правильным пониманием бизнеса и миссии компании. Да, на старте мало кто задумывается о специалисте по human resources — кажется, что это нужно только крупным сформировавшимся компаниям. Но такой подход неверный. Компанию формируют люди, которые в ней работают. Залог создания правильной команды с самого начал — привлечь HR-специалиста с правильной мотивацией, с пониманием бизнеса компании, ее целей, задач и миссии.

Операционное управление — это человек отвечающий, собственно, за все управление проектом, ежедневными операциями, формирующий и развивающий продукт, услугу, их качество, продажу и прочее.

Мы очень серьезно относимся к бюджету управляющей компании и считаем каждого человека и его влияние как на дальнейшее развитие компании, так и на фонд оплаты труда. Мы подросли и теперь можем пригласить нужных нам специалистов.

Процесс строительства парка очень интенсивный, поэтому в феврале к нам в команду присоединились директор по строительству и ещё один архитектора-дизайнер, а также коммерческий директор.

В этом году мы получили «Золотого Пони». Награда вручается лучшим операторам парков развлечений, развлекательных центров, а также производителям аттракционов.
О коворкинге

Основополагающий принцип нашей компании — экономия и бережливость. Именно поэтому на старте проекта мы сняли коворкинг START HUB на Флаконе. Я посчитал, что если бы мы сразу арендовали офис, в котором мы сейчас базируемся, то переплатили бы примерно 4 миллиона рублей — за то время, которое мы сидели в коворкинге.

START HUB дал нам возможность расти поступательно с точки зрения нашей экономики. Очень важно, что в коворкинге без проблем можно расширяться. Когда мы только въехали в коворкинг, нас было всего 3 человека. Постепенно мы брали дополнительные места для новых сотрудников. Потом заняли отдельную комнату в коворкинге. Тренинги для персонала проводили в переговорках — очень удобно. Конечно, когда мы выросли уже до 19 человек, пора было переезжать в собственное место.

START HUB выполнил свою функцию на отлично. И атмосфера в коворкинге отличная. Советую его всем своим знакомым для старта своего бизнеса.

Здесь можно увидеть то, что делает Павел Ковшаров:

Cайт Kidzrock Cafe

Сайт сети парков Zамания


Подпишитесь на нас
Введите ваш email в форму ниже и раз в неделю мы будем присылать полезный контент на почту. Без рекламы.
Made on
Tilda