Владимир Крупий: 3dfarm
Следующий шаг после фотографии: создание персональных 3D-моделей в стенах коворкинга START HUB
О том, как пришла идея бизнеса
Поисками идей для бизнеса мы занимались совместно с моим нынешним деловым партнёром, а тогда — просто хорошим другом. Перебрали много направлений, в которых сами работали: дизайн, 3D-моделирование и анимация, полиграфия, сувенирная продукция, реклама в интернете. Но, конечно же, хотелось чего-то нового — то, чего не ещё было на рынке. В какой-то момент мы начали активно ходить по выставкам современных технологий в поисках вдохновения. На одной из выставок мы увидели 3D-сканер. И поняли — вот оно!


Историческое фото: поиск вдохновения на выставке современных технологий
Мы очень загорелись этой идеей: ведь 3D — это следующий шаг после фотографии. Плюс к этому, у нас уже был богатый бэкграунд и в 3D-моделировании, и в сувенирке, и работе с печатью — всё совпало.
Если Братья Люмьер были евангелистами цветной фотографии, то мы решили стать евангелистами 3D-изображения.
Стартовали в январе 2015 года. Инвесторов решили не привлекать, вложили свои личные средства. Львиная доля инвестиций (которые, к слову, уже окупились) ушла на покупку 3D-сканера. Он стоит порядка 13 000 евро. От покупки 3D-принтера решили отказаться. Чтобы обеспечить его окупаемость, нам бы пришлось дать ему максимальную ежедневную нагрузку. Таким образом, мы бы просто-напросто вышли на путь производственной компании. Но у нас были другие цели и задачи. Поэтому первым делом начали искать подрядчика: поиск был долгий, тернистый, где-то были проблемы с качеством, где-то — со сроками. Но в итоге мы нашли идеального партнера по 3D-печати.

Проект готовился примерно полгода: это время ушло на поиск подрядчиков, освоение технологий, просчёт проекта. Мы много консультировались с друзьями, у которых уже есть свой бизнес. В деле создания фигурок изначально тренировались на мемах: одна из наших первых работ — знаменитый грустный Киану. А когда начало выходить что-то симпатичное — начали делать фигурки в подарок для близких.
О процессе сканирования

Сканирование происходит в одной из переговорок в коворкинге START HUB. Для того, чтобы получить свою трехмерную копию, нужно встать на специальную вращающуюся платформу и не двигаться примерно 5-10 минут. В это время оператор проходит по всему телу модели специальным сканером. Принцип примерно следующий: сканер создаёт очень много фотографий и облако точек для определения геометрии объекта. Потом на их основе программа с помощью сложных математических вычислений создаёт 3D-модель. Это долгая и ресурсоёмкая обработка, для этого у нас выделены отдельные серверы.
На выходе фигурка получается не совсем идеальной — как бы ни старался человек не двигаться, идеальной статичности добиться невозможно. Поэтому дальше мы переходим к процессу финальной обработки: сглаживаем движения и колебания, доделываем текстуру, обрабатываем какие-то вещи, которые не будут выглядеть эстетично на фигурке. По запросу от клиента можем добавить дополнительные элементы, изменить цвет одежды, или вообще полностью переодеть человека — в качестве отдельной услуги. После пост-продакшна мы отдаём модель на печать нашим подрядчикам.

Наш необычный клиент на платформе для сканирования
Фигурка изготавливается из полимерного гипса, который в катридже находится в виде порошка — слой за слоем, принтер последовательно печатает будущую копию человека. Процесс этот долгий, занимает примерно 8-10 часов. Раскрашивание происходит сразу во время печати — на принтере уже есть цветные печатающие головки.

Кстати, изначально мы делали фигуры полностью цельными — и они получались не только излишне тяжёлыми, но и очень дорогими. Мы придумали, как это оптимизировать — решили делать внутри фигурок полые части. В итоге, сумели снизить себестоимость примерно в 3-4 раза.
О заказах

Мы работаем в индустрии подарков, поэтому в нашем бизнесе наблюдаются сезонные всплески. Для нас самая загруженная пора — это зима. Сначала идёт перед огромный шквал заказов перед новым годом. Потом 14 февраля, 23 февраля, 8 марта — мужчины и женщины хотят сделать своим вторым половинкам необычный романтический подарок.

Весна и лето — период свадеб. Большим спросом пользуются фигурки молодожёнов. Что интересно — обычно нас приглашают сделать сканирование прямо во время торжества. И создание фигурок становится настоящим шоу — когда мы приезжаем на свадьбы, то, конечно, создаём там целый ажиотаж. Получается такая оригинальная и высокотехнологичная развлекательная программа.
В сентябре у нас в студии появляется много детей — родители хотят на долгие годы запечатлеть своих первоклассников. Очень часто к такому 3D-фотографированию подключается вся семья: мы создали уже несколько десятков семейных портретов. C маленькими детьми, конечно, выходит самая сложная работа: ведь очень трудно заставить маленьких генераторов энергии постоять спокойно и не двигаться хотя бы минуту. Но, кажется, мы уже набиваем руку и в этом — учимся быть воспитателями.
ВОТ ТАКОЙ ТРОГАТЕЛЬНЫЙ КЕЙС: ПАПА РЕШИЛ ПОДАРИТЬ СЫНУ ФИГУРКУ, КОГДА УЕЗЖАЛ НА ГОД В КОМАНДИРОВКУ. СКАНИРОВАЛИ БУКВАЛЬНО В ПОСЛЕДНИЙ ДЕНЬ ПЕРЕД ОТЪЕЗДОМ.
Помимо того, что мы сканируем модель вживую, мы также можем делать фигурку по фотографии — сюрприз для получателя. Это делать сложнее и дольше, чем при сканировании, но у нас уже есть в этом большой опыт — получается так же качественно, как и при 3D-сканировании. Единственное — ввиду наших трудозатрат, фигурка обойдётся покупателю дороже.
Чаще всего фигурку по фотографии заказывают в качестве подарка руководителю. В большинстве случаев, к такой фигурке просят добавить корпоративную символику или регалии человека — в нашем портфолио есть несколько статуэток со статуэтками в руках. А ещё мы можем преображать и переодевать наших моделей — так, недавно мы сделали из начальника Джеймса Бонда.

Большой популярностью пользуются фигурки с атрибутами деятельности человека — вещью, которая символизирует его работу или хобби. Диджеи заказывают у нас фигурки с виниловыми вертушками, фотографы — с камерой в руках. Недавно мы даже сделали фигурку заказчика с мотоциклом. У нас есть услуга выездного сканирования, поэтому возможно всё.

Кстати, фигурки заказывают даже представители старшего поколения. Даже те, кому уже за 60, могут быть очень прогрессивными. Например, не так давно бабушка заказала фигурку своему дедушке — очень милая супружеская пара.
О команде

Рулевые проекта — это я и мой партнёр, Вова Фалалеев. Я отвечаю за маркетинг, работу с клиентами, управлением командой, бухгалтерией, стратегию развития компании. А мой партнёр взял на себя всю техническую часть. Производство, обучение персонала, работа с подрядчиками — это его зона ответственности. У нас есть штат удалённых специалистов — дизайнеров и 3D-конструкторов, которые занимаются обработкой модели после сканирования.

Пока мы ещё находимся в стадии маленькой молодой компании и занимаемся всем сами вместе с партнером — сами сканируем, сами общаемся с клиентами, сами занимаемся финансами. В горячие сезоны — на Новый год, 14 февраля — это означает, что мы работаем буквально 24/7.

И на старте проекта это правильно — только так можно понять, чего хочет клиент, как развивать продукт и услуги, в чем сильные и слабые места бизнеса.

Теперь мы уже точно знаем, что нужно рынку, и умеем делать качественный продукт. Сейчас мы подошли к тому, что пора делегировать всю рутину и посвятить максимум своего времени дальнейшему развитию проекта. Мы уже ищем человека, который возьмёт на себя всю операционную деятельность. Это даст нам возможность углубиться в масштабирование бизнеса. В данный момент мы даже просто не можем дать массированную рекламу для привлечения большого потока клиентов — у нас просто не хватит мощностей для обработки заказов. Как только наберём команду — будем активно расти.

Главная сложность на данном этапе — это кадры. Дело в том, что готовых специалистов на рынке нет. Люди, которые сейчас находятся в штате компании — работают с нами с самого начала. И вместе с нами выросли. Например, в самом начале у нас не получалось делать мелкую фурнитуру — очки, украшения, аксессуары, тонкие шпильки на туфлях. Сейчас — умеем делать так, что можно разглядеть даже стрелки на часах. В нашем производстве есть очень много нюансов: процессы подготовки к печати, работы с текстурой и цветокоррекции сильно отличаются от того, что привыкли делать специалисты в дизайне и полиграфии.


Направления развития

Помимо создания персональных подарочных фигурок, у нашей компании есть ещё много перспективных направлений развития. У нас большой опыт в дизайне, 3D-моделировании, 3D-анимации, и это существенно расширяет наши возможности.

Уже сейчас работаем с event-агентствами, для которых наш продукт и услуги — новая фишка на мероприятиях. Например, мы делали фирменные брендированных статуэтки — «Оскары» — для награждения победителей на корпоративной церемонии.

Также у нас уже есть опыт сканирования промышленных объектов. В первую очередь, здесь мы говорим об обратном инжиниринге, когда есть уже готовая деталь, и нужно получить её 3D-чертёж. В ближайших планах — мелкосерийные игрушки для детей и предметы интерьера
ВЛАДИМИР ФАЛАЛЕЕВ, ПАРТНЁР КОМПАНИИ, СКАНИРУЕТ ПРОМЫШЛЕННУЮ ДЕТАЛЬ ДЛЯ ОБРАТНОГО ИНЖИНИРИНГА
Недавно к нам обратились специалисты, которые занимаются экспертизой по расследованию ДТП, и это дало нам новую идею для развития. Мы можем приехать на место дорожного происшествия и сделать модель, которую можно использовать как доказательную базу в судебных спорах.

Также у нас есть идеи работы с кинематографическими студиями. 3D-cканеры уже давно используется для продакшна в Голливуде — главным образом, для создания сцен с большой массовкой. Мы можем отсканировать пару-тройку характеров для массовки, и дальше уже в постпродакшне размножить и индивидуализровать персонажей, а потом сделать для них анимацию.
В последнее время в 3dfarm начали заказывать фигурки любимых спортсменов, актёров и других знаменитостей
О рекламе и конкуренции

Сейчас нам достаточно просто себя рекламировать — потому что пока нет рынка как такового, соответственно, нет и конкуренции. Услуга в России представлена примерно три года, причём самый первый игрок на нашем рынке уже прекратил свою деятельность.

Как мы отстраиваемся от существующих конкурентов? Во-первых, за счёт цены. У нас нет большого штата, нет офиса, который нужно содержать, зато есть хорошие договорённости с подрядчиками. При этом качество самих фигурок мы выдаём на высшем уровне — это и есть наше «во-вторых». В-третьих, уровень сервиса. Мы не берём предоплату за фигурку, в случае, если заказчику что-то не понравится — возвращаем деньги. Мы очень дорожим своей репутацией, поэтому к каждому клиенту относимся очень внимательно. В конце концов, именно в нашем лице люди первый раз сталкиваются с такой инновационной услугой, как создание 3D-копии человека.

Если говорить о рекламных каналах, с самого начала деятельности мы делаем контекст — и конкурируем в тематике подарков и сувенирки, так как прямых запросов по созданию именно 3D-моделей крайне мало. Но, к слову, первый клиент нашёл нас сам, через канал, который мы никак не продвигали — Инстаграм. Мы просто выкладывали там наши тестовые работы — и первый заказ через соцсети стал для нас очень приятной неожиданностью.
Много для нас делает сарафанное радио— примерно 20% заказчиков приходят к нам через рекомендации знакомых.
О коворкинге

Мы пришли в START HUB прежде всего как в спокойное место для работы. А потом мы поняли, что коворкинг даёт гораздо больше, чем просто крышу над головой для бизнеса. START HUB — это такое место, где можно найти любого специалиста. В коворкинге ребята мне очень помогли с SMM, СEO, контекстом, системам CRM. Очень пригодились советы от владельцев бизнеса, которые были получены буквально за обедом на кухне коворкинга или в одной из местных кафе на «Флаконе». Это ли чудесно — в START HUB находятся как партнеры и сотрудники, так и клиенты. Пожалуй, лучшего места для старта своего бизнеса нельзя и придумать.
РЕБЯТА СДЕЛАЛИ 3D-КОПИЮ САМОГО ГЛАВНОГО РЕЗИДЕНТА НАШЕГО КОВОРКИНГА — МИСТЕРА ГРЕЯ
Советы тем, кто хочет открыть свой проект
На старте проекта очень важно составить стратегию развития, и привязать этапы её реализации к строгим временным рамкам. Если не ставить себе цели во времени — то можно долго топтаться на одном месте. Что будет через месяц, через 3 месяца, через полгода, через год после старта проекта? Пропишите тайм-лайн, создайте цели. И не забывайте сверяться со своей стратегией. Каждый квартал мы собираемся с командой, делаем ретроспективу нашей деятельности и разбираем: что удалось сделать по плану, а где надо ещё напрячься и ускориться.

Также очень полезно визуализировать, как твой бизнес будет выглядеть через три года — в мельчайших деталях. Например, у нас с партнёром уже есть чёткое видение того, как будет выглядеть наш офис: белые стены, белая мебель и много света. Ну и конечно же, с личным секретарём.

Придумайте себе необычную систему мотивации. У нас с партнером это действует так: мы заключаем пари, и тут уже ничего не попишешь — дело джентельменское.

Оптимальный выбор для маленькой компании — коворкинг и удаленные сотрудники. Так, у вас не будет необходимости содержать офис с большим штатом. А значит, вы сможете снизить себестоимость своей продукции. Пользуйтесь этим!
Здесь можно увидеть то, что делает 3dfarm

Сайт компании
Инстаграм
Facebook
Подпишитесь на нас
Введите ваш email в форму ниже и раз в неделю мы будем присылать полезный контент на почту. Без рекламы.
Made on
Tilda